Общая информация
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
определяет качество образования как
комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки
обучающихся, выражающую степень их соответствия ФГОС ВО и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы.
В
Законе установлены две процедуры, обеспечивающие оценку качества образования
– это федеральный государственный контроль качества образования и
независимая оценка качества образования.
Государственный
контроль качества образования осуществляется через
государственную регламентацию образовательной деятельности, которая направлена
на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и
процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Организация
и проведение внешней и внутренней независимой оценки качества образовательных
услуг, оказываемых образовательными организациями, регламентируются:
·
Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования»;
·
Методическими рекомендациями по
организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней
независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего
образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам
магистратуры (Письмо Минобрнауки России от 15.02.2018 N 05-436);
·
Федеральными государственными
образовательными стандартами высшего образования;
·
Приказом Минобрнауки России от 10
декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной
организации, подлежащей самообследованию»;
·
Приказом Минобрнауки России от 14
июня 2013 г. N 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования
образовательной организации» и другими федеральными нормативными актами.
Со
стороны ФГОС ВО оценка качества образования отражена в пункте
4.6. «Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной
деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата / специалитета
/ магистратуры»:
4.6.1. Качество образовательной
деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата / специалитета
/ магистратуры определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы
внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования
программы бакалавриата / специалитета / магистратуры Организация при проведении
регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки
обучающихся по программе бакалавриата / специалитета / магистратуры привлекает
работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц,
включая педагогических работников Организации. В рамках внутренней системы
оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата /
специалитета / магистратуры обучающимся предоставляется возможность оценивания
условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и
отдельных дисциплин (модулей) и практик.
4.6.3. Внешняя оценка качества
образовательной деятельности по программе бакалавриата / специалитета /
магистратуры в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с
целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе
бакалавриата / специалитета / магистратуры требованиям ФГОС ВО.
4.6.4. Внешняя оценка качества
образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата
/ специалитета / магистратуры может осуществляться в рамках
профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их
объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе
иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными
организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества
и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных
стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам
соответствующего профиля.
Нормативные документы